Официальные ресурсы

Итоги рабочих поездок по субъектам УФО во втором полугодии 2019 г.

Во втором полугодии 2019 г. проводится серия выездов в субъекты Российской Федерации с целью аудита работы по реализации  национальных проектов.

По итогам составляются акты выявленных недостатков и протоколы с рекомендациями по их решению, которые направляются в Администрацию Президента Российской Федерации и федеральные министерства и ведомства.

Уже состоялись выезды в четыре региона. Это Челябинская и Курганская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Структура экономики, климатические, демографические составляющие для этих регионов различны. Южные субъекты – это старопромышленные районы Урала, представленные широкими компетенциями в металлургии и машиностроении, а также в аграрном секторе. У них существуют как потенциальные точки роста, так и накопленные социальные проблем, на решение которых и направлены нацпроекты.

Ямал и Югра имеют иную структуру экономики.Мировой спрос на нефтегазовую продукцию позволил сформировать достаточно качественную инфраструктуру.

Таким образом, посещая в ходе поездок объекты, обсуждая текущее состояние дел в нацпроектах, мы увидели, что в каждом регионе специфические условия жизни людей, соответственно свои проблемы
и возможности. Соответственно необходимо понимать реальную картину повседневной жизни гражданина, начиная от бытовых условий, состояния дворовой территории, качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг до возможностей проводить досуг. Должен быть сформирован Стандарт жизни гражданина, который будет включать расширенные требования к окружающей инфраструктуре и будет привязан к административно-территориальному делению. Это позволит определить на местном и региональном уровнях основные задачи для властей на местах.

Таким образом, будет обеспечена обратная связь власти с населением, но не через общественную критику (которая в ряде случаев используется неконструктивными силами и проводит к неуправляемым возмущениям), а через понятный для человека механизм постановки задач. Гражданин становится управленческим клиентом!

В ходе совещаний региональными властями отмечена недостаточная проработка приоритетных направлений на федеральном уровне: отсутствие методик и рекомендаций, затягивание сроков заключения соглашений, изменение целевых показателей. По нацпроекту «Цифровая экономика» отсутствуют методики расчета целого ряда целевых показателей.

Стоит отметить, что в субъектах организована работа по реализации проектов. Сформированы проектные офисы. Во время аудита в Курганской и Челябинской областях отсутствовали кураторы ряда нацпроектов, в настоящее время ответственные лица назначены.

На финансирование в 2019 году предусмотрено более 140 млрд.рублей, при этом практически 110 млрд.рублей приходятся на региональный и местный бюджеты.

Предварительные итоги реализации нацпроектов в субъектах объективно стоит подводить ближе к концу года. В то же время выявлены угрозы неисполнения некоторых показателей, особенно это прослеживается в разрезе муниципальных образований, также имеются отставания по строительству объектов в рамках нацпроектов.

Стоит отметить проблему роста онкологических заболеваний.

В Курганской области отмечаются одни из самых высоких в Российской Федерации показатели смертности от злокачественных новообразований (253,8 случая на 100 тыс.населения) и заболеваемости (517 случаев на 100 тыс.населения). В Челябинской области показатель смертности от новообразований, в том числе злокачественных, в 2018 году также увеличился (почти на 8% к 2017 году). В ХМАО на 1 августа 2019 г. не достигнуты целевые показатели по снижению смертности от сердечно-сосудистых и злокачественных заболеваний, установленные на 2019 год.

Совместно с курганским региональным правительством добиваемся  включения строительства современного хирургического корпуса в федеральную адресную инвестиционную программу.

Отмечается высокий износ основных фондов медучреждений в Курганской и Челябинской областях. В Зауралье – более 70%, и медицинского оборудования – более 80%. Встречаются ФАПы с печным отоплением.

Укомплектованность врачебным составом составляла на Южном Урале меньше 57%, медицинским персоналом – меньше 65%.

В северных регионах данная проблема характерна для удаленных территорий. Дисбаланс с крупными городами – практически в полтора раза. Не хватает врачей-педиатров, узких специалистов.

Кадры это ключевой вопрос. Об этом уже неоднократно говорил Глава государства. Без эффективной кадровой политики не будет обеспечена доступность медицинской помощи, а достижение целевых показателей национального проекта «Здравоохранение» не представляется возможным. Поэтому в соответствии с моим поручением при полпредстве создана рабочая группа, которая взаимодействует с Минздравом России по выработке наиболее эффективных решений. 

По национальным проектам «Демография», «Образование» и «Культура» отмечается значительный физический и моральный износ объектов инфраструктуры в Курганской и Челябинской областях, что требует существенных финансовых вложений для обеспечения прорывного эффекта в этих сферах.

Для решения задачи перевода учащихся в школах на обучение в первую смену ощущается нехватка мест в целом по УФО. Во вторую смену учится более 266 тысяч учеников, наибольшее количество в Свердловской области – 88 тысяч.

При этом паспорт национального проекта «Образование» среди целей и задач федерального проекта «Современная школа» содержит только задачу о ликвидации третьей смены к 31 декабря 2021 г. при отсутствии задачи о ликвидации второй смены в школах, что может не привести к ожидаемому эффекту от реализации национального проекта «Образование».

Также отмечается высокий износ основных фондов. К примеру, в Челябинской области 41 школа находится в неудовлетворительном состоянии. В основном это здания 50-х, 60-х, 70-х годов постройки, однако есть два здания – 30-х, и одно – 1894 года постройки.

Вызывает тревогу исполнение планов по вводу жилья в 2019 году по нацпроекту «Жилье и городская среда». По состоянию на 01 сентября 2019 года по Уральскому федеральному округу годовой план (7 млн.кв.метров) выполнен на 41,1 процента. В ЯНАО и Челябинской области отмечается снижение показателя. В Югре отмечено, что в ряде муниципальных образований (г.Сургут, г.Когалым, г.Пыть-Ях и др.) планы также не исполняются несколько лет подряд.

В рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в Уральском федеральном округе до 1 сентября 2025 г. из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., площадью более 1,3 млн.кв.метров необходимо переселить свыше 90,8 тыс.человека.

За 9 месяцев текущего года все субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Уральского федерального округа, за исключением Курганской области перевыполнили целевые показатели 2019 года. В результате свыше 6 тысяч человек (6 190 человек) переселено из аварийного жилья площадью 101,62 тыс.кв.метров.

В рамках федерального проекта «Чистый воздух» для городов Челябинск и Магнитогорск разработаны Комплексные планы мероприятий по снижению выбросов. Промышленные предприятия заключили соглашения с органами власти, в рамках которых взяли на себя обязательства по выполнению модернизации технологий производства и иных природоохранных мероприятий.

Кроме того, комплексные планы включают в себя модернизацию транспортной инфраструктуры и мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ от объектов накопленного ущерба.

Все эти мероприятия позволят достичь 20-ти процентного снижения выбросов в атмосферу к 2024 году, как это поручено Главой государства.

Качественной питьевой водой из систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в Ямало-Ненецкого автономного округе обеспечены 52,4% населения, в Курганской области – 69%, в Югре – 71,6%.

В рамках федерального проекта «Чистая вода», основной задачей которого является повышение качества питьевой воды, была проведена оценка централизованных систем водоснабжения, в ходе которой выявлены населенные пункты, не обеспеченные качественной питьевой водой в достаточном объеме.

С учетом результатов проведенной оценки централизованных систем водоснабжения и приоритетности внесены изменения в планы работ по модернизации системы водохозяйственного обеспечения до 2024 года.