В этом мероприятии приняли участие заместитель полномочного представителя Борис Кириллов, известные представители исторической науки Урала, в числе которых директор департамента «Исторический факультет» УрФУ Александр Палкин, заведующий сектором методологии и историографии Института истории и археологии УрО РАН Константин Зубков, заведующая кафедрой Уральского федерального университета Ольга Поршнева и заведующий сектором политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН Андрей Сперанский. Участниками дискуссии стали также профессиональные историки и эксперты в различных областях гуманитарного знания из Москвы и регионов Уральского федерального округа.
На семинаре обсуждались различные аспекты исторического опыта России, а также состояние и перспективы исторической науки в контексте вызовов XXI века.
Открывая семинар, Виктор Дубенецкий отметил особую важность сохранения принципов объективности и достоверности научного знания, противодействия искажениям истории в условиях информационного многообразия современного общества.
В этом контексте участники семинара обсудили актуальные интерпретации переломных событий в истории России XX века, среди которых революционный кризис 1917-1922 годов и постсоветская трансформация конца 1980-х – начала 1990-х годов. Отмечалось, что при всем многообразии имеющихся точек зрения эти события еще нуждаются в объективном и глубоком осмыслении не только в профессиональной научной среде, но и в обществе в целом.
Большое внимание участников семинара привлекло также состояние современного исторического образования, особенно в средней школе. По общему мнению, оно нуждается в значительном совершенствовании с акцентом не на простом заучивании отдельных фактов, цифр и событий, а на понимании причинно-следственных связей и логики исторических процессов.
Подводя итоги семинара, Виктор Дубенецкий отметил, что в дальнейшем его предполагается сделать постоянно действующей площадкой. Для формирования адекватного исторического сознания необходим продуктивный диалог между органами власти, представителями науки и сферы образования, отметил он.