Установлено, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принято более 2 800 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы закупок.
Однако высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области не установлены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, а также правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг). Аналогичные нарушения допущены некоторыми муниципалитетами.
За период 2014 – 2018 годы в Уральском федеральном округе заключено 1 354 893 контрактов на сумму 1 888 53 млн. рублей. Их количество, а также общая сумма оплаченных по контрактам бюджетных средств ежегодно увеличивается.
Основными способами определения поставщика и проведения закупочной процедуры являются открытый аукцион в электронной форме (47,3%) и закупки у единственного поставщика (41,8%).
В регионах осуществляется переход к централизации закупок, развивается информационное обеспечение контрактной системы путем создания региональных информационных систем в сфере закупок. Принимаются меры по поддержке субъектов малого предпринимательства при проведении закупочных процедур.
Например, реализуемые в Тюменской области мероприятия по поддержке субъектов малого предпринимательства направлены на расширение доступа к государственным и муниципальным закупкам и увеличение количества их участия в торгах. Принятыми мерами, установленную федеральным законодательством 15-процентную норму закупок у субъектов малого предпринимательства удалось превысить (в 2015 году – 19,5%, в 2016 году – 28%, в 2017 году – 38%). Высокие показатели доли закупок у субъектов малого предпринимательства достигнуты в Ханты-Мансийском автономном округе (2016 год – 32,5%; 2017 год – 34,77%) и Курганской области (2016 год – 45%, 2017 году – 52%).
Вместе с тем, отдельными заказчиками при осуществлении закупок нарушаются права субъектов малого предпринимательства. Например, МКУ «Управление капитального строительства» г.Каменска-Уральского Свердловской области закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций осуществлены в объеме 7 процентов. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности Государственной инспекции труда в Тюменской области, администрации Кушвинского городского округа Свердловской области и других. Виновные лица привлечены к ответственности.
Анализ нарушений законодательства о контрактной системе свидетельствует о том, что они допускаются на всех стадиях закупочного процесса, в том числе при планировании закупок, подготовке документации (извещения) о закупках, заключении и исполнении контрактов. Основанная масса выявляемых региональными органами Федеральной антимонопольной службы России нарушений связана с размещением информации в единой информационной системе; порядком отбора участников закупок; установлением требований в документации, влекущих ограничение участников закупок.
Информация о выявленных контрольным департаментом нарушениях направлена в органы прокуратуры, о результатах проведенного анализа проинформировано Контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации.