Официальные ресурсы

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

                УКАЗ                  

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О национальных целях и стратегических задачах развития

Российской Федерации на период до 2024 года

В целях  осуществления  прорывного  научно-технологического  и социально-экономического развития Российской Федерации,  увеличения численности  населения  страны,  повышения  уровня  жизни  граждан,создания комфортных условий для их проживания, а  также  условий  и возможностей  для  самореализации  и  раскрытия   таланта   каждого человека п о с т а н о в л я ю:

1. Правительству Российской  Федерации  обеспечить  достижение следующих  национальных  целей  развития  Российской  Федерации  на период до 2024 года:

а) обеспечение  устойчивого  естественного  роста  численности населения Российской Федерации;   

б) повышение   ожидаемой  продолжительности  жизни до  78  лет(к 2030 году - до 80 лет);    

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов  граждан,  а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;    

г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;   

д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;    

е) ускорение технологического развития  Российской  Федерации,увеличение количества организаций,  осуществляющих  технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;    

ж) обеспечение ускоренного  внедрения  цифровых  технологий  в экономике и социальной сфере;   

з) вхождение Российской  Федерации  в  число  пяти  крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при  сохранении  макроэкономической  стабильности,  в   том   числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;    

и) создание в  базовых  отраслях  экономики,  прежде  всего  в обрабатывающей   промышленности   и   агропромышленном   комплексе,высокопроизводительного   экспортно    ориентированного    сектора,развивающегося на основе  современных  технологий  и  обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

2. Правительству Российской Федерации:   

а) утвердить  до  1 октября   2018 г.   Основные   направления деятельности  Правительства  Российской  Федерации  на  период   до2024 года и прогноз  социально-экономического  развития  Российской Федерации  на  период  до  2024 года,  предусмотрев   механизмы   и ресурсное обеспечение достижения национальных  целей,  определенных пунктом 1 настоящего Указа;    

б) в  соответствии  с  национальными   целями,   определенным и пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и представить до 1 октября  2018 г.  для  рассмотрения  на  заседании Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные  проекты  (программы) по следующим направлениям:    

демография;    

здравоохранение;    

образование;    

жилье и городская среда;    

экология;    

безопасные и качественные автомобильные дороги;    

производительность труда и поддержка занятости;    

наука;    

цифровая экономика;    

культура;    

малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;

международная кооперация и экспорт.

3. Правительству   Российской   Федерации    при    разработке национальной программы в сфере демографического  развития  исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

увеличение ожидаемой продолжительности здоровой  жизни  до  67лет;    

увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7;    

увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение   до   55   процентов   доли   граждан,   систематически занимающихся физической культурой и спортом;

б) решение следующих задач:

внедрение механизма финансовой поддержки  семей  при  рождении детей;    

создание  условий  для  осуществления  трудовой   деятельности женщин,   имеющих   детей,   включая   достижение    100-процентной доступности (к  2021 году)  дошкольного  образования  для  детей  в возрасте до трех лет;    

разработка  и  реализация  программы  системной  поддержки   и повышения качества жизни граждан старшего поколения;    

формирование системы  мотивации  граждан  к  здоровому  образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;    

создание для всех категорий  и  групп  населения  условий  для занятий физической культурой и спортом,  массовым  спортом,  в  том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.

4. Правительству   Российской   Федерации    при    разработке национального проекта в сфере здравоохранения исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

снижение  показателей  смертности  населения   трудоспособного возраста (до 350 случаев на  100  тыс.  населения),  смертности  от болезней  системы  кровообращения  (до  450  случаев  на  100  тыс.населения),  смертности  от  новообразований,  в   том   числе   отзлокачественных  (до  185   случаев   на   100   тыс.   населения), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей);    

ликвидация  кадрового  дефицита  в  медицинских  организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;    

обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;    

обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для  жителей  населенных  пунктов,   расположенных   в   отдаленных местностях)   медицинских   организаций,   оказывающих    первичную медико-санитарную помощь;    

оптимизация  работы   медицинских   организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени  ожидания  в очереди при обращении граждан в указанные медицинские  организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу;    

увеличение объема экспорта медицинских услуг не  менее  чем  в четыре раза по сравнению с 2017 годом  (до  1  млрд.  долларов  США в год);    

б) решение следующих задач:    

завершение   формирования   сети    медицинских    организаций первичного  звена  здравоохранения   с   использованием   в   сфере здравоохранения геоинформационной системы  с  учетом  необходимости строительства     врачебных     амбулаторий,     фельдшерских     и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с  численностью населения от 100 человек до  2  тыс.  человек,  а  также  с  учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;    

завершение   формирования   сети   национальных    медицинских исследовательских центров;    

создание механизмов взаимодействия медицинских организаций  на основе  единой  государственной  информационной  системы  в   сфере здравоохранения;    

внедрение  инновационных   медицинских   технологий, включая систему ранней диагностики  и  дистанционный  мониторинг  состояния здоровья пациентов;    

обеспечение медицинских  организаций  системы  здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы  непрерывного образования медицинских работников, в том  числе  с  использованием дистанционных образовательных технологий;    

внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения  и  их использование в целях формирования тарифов  на  оплату  медицинской помощи;    

разработка и  реализация  программ  борьбы  с  онкологическими заболеваниями,   сердечно-сосудистыми    заболеваниями,    развития детского    здравоохранения,    включая    создание     современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;    

формирование системы защиты прав пациентов;    

совершенствование механизма экспорта медицинских услуг.

5. Правительству   Российской   Федерации    при    разработке национального проекта в сфере образования исходить из того,  что  в 2024 году необходимо обеспечить:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

обеспечение   глобальной   конкурентоспособности   российского образования, вхождение Российской  Федерации  в  число  10  ведущих стран мира по качеству общего образования;    

воспитание  гармонично  развитой  и  социально   ответственной личности   на   основе   духовно-нравственных   ценностей   народов Российской   Федерации,   исторических   и   национально-культурных традиций;    

б) решение следующих задач:    

внедрение  на  уровнях  основного  общего  и  среднего  общего образования новых методов обучения  и  воспитания,  образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков  и умений,  повышение  их  мотивации  к  обучению  и  вовлеченности  в образовательный  процесс,   а   также   обновление   содержания   и совершенствование методов обучения предметной области "Технология";     

формирование  эффективной  системы  выявления,   поддержки   и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной  на принципах   справедливости,   всеобщности   и    направленной    на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;    

создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической  и консультативной  помощи  родителям  детей,  получающих   дошкольное образование в семье;    

создание современной  и  безопасной  цифровой  образовательной среды, обеспечивающей высокое качество  и  доступность  образования всех видов и уровней;    

внедрение   национальной   системы   профессионального   роста педагогических  работников,  охватывающей  не  менее  50  процентов учителей общеобразовательных организаций;    

модернизация  профессионального  образования,  в   том   числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;    

формирование  системы  непрерывного   обновления   работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения  ими  новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;    

формирование  системы  профессиональных  конкурсов   в   целях предоставления  гражданам  возможностей  для  профессионального   и карьерного роста;     создание  условий  для  развития   наставничества,   поддержки общественных  инициатив  и  проектов,   в   том   числе   в   сфере добровольчества (волонтерства);    

увеличение не менее чем  в  два  раза  количества  иностранных граждан,  обучающихся  в   образовательных   организациях   высшего образования и научных организациях, а  также  реализация  комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

6. Правительству   Российской   Федерации    при    разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды  исходить  из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для  приобретения  (строительства)  ими жилья с  использованием  ипотечного  кредита,  ставка  по  которому должна быть менее 8 процентов;    

увеличение объема жилищного строительства не менее чем до  120 млн. квадратных метров в год;    

кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды  на  30  процентов,  сокращение  в соответствии с этим индексом количества городов  с  неблагоприятной средой в два раза;    

создание механизма  прямого  участия  граждан  в  формировании комфортной городской среды, увеличение  доли  граждан,  принимающих участие  в  решении  вопросов  развития  городской  среды,  до   30 процентов;    

обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;    

б) решение следующих задач:    

совершенствование    механизмов    финансирования    жилищного строительства, в том числе  посредством  развития  рынка  ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных  средств для долевого строительства многоквартирных домов  и  иных  объектов недвижимости   к    другим    формам    финансирования    жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;    

модернизация  строительной  отрасли   и   повышение   качества индустриального жилищного строительства, в  том  числе  посредством установления ограничений на использование устаревших  технологий  и стимулирования внедрения передовых технологий  в  проектировании  и строительстве,   совершенствование    механизмов    государственной поддержки строительства стандартного жилья;    

снижение   административной    нагрузки    на    застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка  регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;    

обеспечение  эффективного   использования   земель   в   целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий,  на  которых  располагаются  природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное,оздоровительное и иное ценное значение;    

создание  механизмов  развития  комфортной  городской   среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с  учетом индекса качества городской среды;    

создание механизмов переселения граждан  из  непригодного  для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение  их  жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

7. Правительству   Российской   Федерации    при    разработке национального проекта в сфере экологии  исходить  из  того,  что в 2024 году необходимо обеспечить:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

эффективное обращение с отходами производства  и  потребления, включая   ликвидацию   всех   выявленных   на   1 января    2018 г. несанкционированных свалок в границах городов;    

кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного  воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;    

повышение качества питьевой воды для населения,  в  том  числе для  жителей  населенных  пунктов,  не  оборудованных  современными системами централизованного водоснабжения;    

экологическое  оздоровление  водных  объектов,  включая   реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера  Байкал и Телецкое;    

сохранение   биологического   разнообразия,   в   том    числе посредством создания не менее 24 новых особо  охраняемых  природных территорий;    

б) решение следующих задач:    

формирование  комплексной   системы   обращения   с   твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок  и  рекультивацию территорий,  на  которых  они  размещены,  создание   условий   для вторичной  переработки  всех  запрещенных  к  захоронению   отходов производства и потребления;    

создание и  эффективное  функционирование  во  всех  субъектах Российской Федерации системы общественного  контроля,  направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;    

создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с  отходами  I  и  II  классов  опасности,  и  ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;    

реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух  в  крупных  промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк,  Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом  сводных  расчетов  допустимого  в  этих городах негативного воздействия на окружающую среду;    

применение   всеми   объектами,   оказывающими    значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы  экологического регулирования,  основанной  на  использовании  наилучших  доступных технологий;    

повышение  качества  питьевой  воды  посредством  модернизации систем  водоснабжения  с  использованием  перспективных  технологий водоподготовки,  включая  технологии,  разработанные  организациями оборонно-промышленного комплекса;    

экологическая  реабилитация  водных  объектов,  в  том   числе реализация проекта, направленного на сокращение  в  три  раза  доли загрязненных  сточных  вод,  отводимых  в  реку  Волгу,  устойчивое функционирование  водохозяйственного  комплекса  Нижней   Волги   и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;    

сохранение уникальных водных объектов, в том числе  реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по  очистке от мусора берегов и прибрежной  акватории  озер  Байкал,  Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры;    

сохранение  биологического  разнообразия,  включая  увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5  млн.  гектаров, реинтродукцию редких видов животных,  создание  инфраструктуры  для экологического туризма в национальных парках,  а  также  сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства  на  всех  участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

8. Правительству   Российской   Федерации при разработке национального  проекта  по  созданию безопасных и качественных автомобильных дорог исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

увеличение доли автомобильных  дорог  регионального  значения, соответствующих нормативным требованиям, в их  общей  протяженности не менее чем до 50  процентов  (относительно  их  протяженности  по состоянию на 31 декабря  2017 г.),  а  также  утверждение  органами государственной  власти  субъектов   Российской   Федерации   таких нормативов исходя из установленных на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог;    

снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей  протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;    

снижение  количества  мест  концентрации  дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на  дорожной  сети  в  два раза по сравнению с 2017 годом;    

снижение   смертности   в   результате    дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до  уровня,  не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения  (к  2030 году -стремление к нулевому уровню смертности);    

б) решение следующих задач:    

доведение   в   крупнейших   городских    агломерациях    доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в  их общей протяженности до 85 процентов;    

применение новых механизмов развития и  эксплуатации  дорожной сети, включая использование  инфраструктурной  ипотеки,  контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;    

доведение  норматива  зачисления  налоговых  доходов  бюджетов субъектов  Российской  Федерации  от  акцизов  на  горюче-смазочные материалы до 100 процентов;    

внедрение общедоступной  информационной  системы  контроля  за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году);    

создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;    

внедрение   новых   технических   требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе  на  основе  цифровых технологий, направленных   на   устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;    

внедрение автоматизированных  и  роботизированных  технологий организации дорожного движения и  контроля  за  соблюдением  правил дорожного движения;    

усиление  ответственности  водителей за нарушение правил дорожного движения,  а  также  повышение  требований  к  уровню  их профессиональной подготовки.

9. Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти  субъектов  Российской  Федерации национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости обеспечить в 2024 году:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей  экономики не ниже 5 процентов в год;     

привлечение к  участию  в  реализации  указанной  национальной программы не менее 10 субъектов Российской Федерации ежегодно;    

вовлечение в реализацию указанной  национальной  программы  не менее 10 тыс. средних  и  крупных  предприятий  базовых  несырьевых отраслей экономики;    

б) решение следующих задач:    

стимулирование     внедрения     передовых     управленческих, организационных   и   технологических   решений    для    повышения производительности труда и  модернизации  основных  фондов,  в  том числе посредством предоставления налоговых преференций;    

сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда,  а  также  замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест;    

формирование системы методической и организационной  поддержки повышения производительности труда на предприятиях;    

формирование  системы  подготовки  кадров,   направленной   на обучение основам повышения производительности труда,  в  том  числе посредством  использования  цифровых  технологий  и   платформенных решений.

10. Правительству   Российской   Федерации   при    разработке национального проекта  в  сфере  науки  исходить  из  того,  что  в 2024 году необходимо обеспечить:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих   научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;    

обеспечение привлекательности работы в Российской  Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых  перспективных исследователей;    

опережающее   увеличение   внутренних   затрат   на    научные исследования и разработки за счет всех источников  по  сравнению  с ростом валового внутреннего продукта страны;    

б) решение следующих задач:    

создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса "мегасайенс";    

обновление  не  менее  50  процентов  приборной  базы  ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;    

создание  научных  центров  мирового  уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований;    

создание не менее 15 научно-образовательных  центров  мирового уровня на основе интеграции университетов и научных  организаций  и их кооперации с  организациями,  действующими  в  реальном  секторе экономики;    

формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических   кадров,   обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных  исследований и разработок,  создания  научных  лабораторий  и  конкурентоспособных коллективов.

11. Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной  власти  субъектов  Российской Федерации национальной  программы  "Цифровая  экономика  Российской Федерации" обеспечить в 2024 году:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;    

создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры  высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших  объемов  данных,  доступной для всех организаций и домохозяйств;    

использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными    органами,    органами    местного самоуправления и организациями;    

б) решение следующих задач:    

создание системы правового регулирования  цифровой  экономики, основанного на гибком подходе в каждой  сфере,  а  также  внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;    

создание   глобальной    конкурентоспособной    инфраструктуры передачи, обработки и хранения  данных  преимущественно  на  основе отечественных разработок;    

обеспечение  подготовки  высококвалифицированных  кадров   для цифровой экономики;    

обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;    

создание  сквозных  цифровых  технологий  преимущественно на основе отечественных разработок;    

внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе  в  интересах  населения  и  субъектов  малого   и   среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;    

преобразование приоритетных отраслей  экономики  и  социальной сферы,  включая   здравоохранение,   образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую  инфраструктуру,  финансовые  услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;    

создание  комплексной  системы  финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых  технологий  и  платформенных решений,  включающей  в  себя  венчурное  финансирование   и иные институты развития;    

разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза  при  реализации  планов  в  области  развития цифровой экономики.

12. Правительству   Российской   Федерации при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость:    

а) укрепления российской гражданской  идентичности  на  основе духовно-нравственных  и  культурных  ценностей  народов  Российской Федерации;    

б) создания (реконструкции) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие  творческие школы, а также выставочные пространства;    

в) обеспечения    детских     музыкальных, художественных, хореографических  школ,  училищ  и   школ   искусств   необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;    

г) продвижения  талантливой  молодежи  в  сфере   музыкального искусства,  в  том   числе   посредством   создания   национального молодежного симфонического оркестра;    

д) создания  (реконструкции)  культурно-досуговых  организаций клубного типа на территориях   сельских   поселений,   развития муниципальных библиотек;

е) создания виртуальных концертных залов не менее  чем  в  500 городах Российской Федерации;   

ж) создания условий  для  показа  национальных  кинофильмов  в кинозалах,  расположенных  в  населенных  пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек;    

з) подготовки кадров для организаций культуры;    

и) модернизации региональных  и  муниципальных  театров  юного зрителя и кукольных театров путем их реконструкции  и  капитального ремонта;    

к) поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.

13. Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной  власти  субъектов  Российской Федерации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы обеспечить в 2024 году:    

а) достижение  следующего  целевого   показателя:  

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего  предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек;   

б) решение следующих задач:    

улучшение условий  ведения  предпринимательской  деятельности, включая  упрощение  налоговой  отчетности   для   предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;    

создание  цифровой  платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой  деятельности  субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;    

совершенствование системы закупок, осуществляемых  крупнейшими заказчиками у  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;    

упрощение доступа к  льготному  финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего  предпринимательства,  включая   индивидуальных предпринимателей;    

создание  системы  акселерации  субъектов  малого  и  среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а  также  их  ускоренное развитие в таких областях,  как  благоустройство  городской  среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;    

модернизация   системы   поддержки   экспортеров,   являющихся субъектами   малого   и   среднего   предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких  экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов;    

создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;    

обеспечение благоприятных условий  осуществления  деятельности самозанятыми  гражданами   посредством   создания   нового   режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о  продажах в налоговые органы Российской Федерации  в  автоматическом  режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

14. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере развития международной кооперации  и экспорта исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:    

а) достижение следующих целей и целевых показателей:    

формирование   в   обрабатывающей   промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных  конкурентоспособных  несырьевых секторов,  общая  доля  экспорта  товаров  (работ, услуг)  которых составит  не  менее  20  процентов  валового  внутреннего  продукта страны;    

достижение   объема   экспорта   (в   стоимостном   выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере  250  млрд.  долларов США в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд. долларов США  в   год    и    продукции    агропромышленного     комплекса - 45 млрд. долларов США в год, а также объема  экспорта   оказываемых услуг в размере 100 млрд. долларов США в год;    

формирование эффективной   системы   разделения   труда и производственной кооперации в  рамках  Евразийского экономического союза в целях  увеличения  объема  торговли  между  государствами - членами Союза не менее чем  в полтора  раза  и  обеспечения  роста объема накопленных взаимных инвестиций в полтора раза;    

б) решение следующих задач:    

ориентация промышленной, аграрной и торговой политики, включая применяемые  механизмы  государственной  поддержки,  на  достижение международной  конкурентоспособности  российских  товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках;    

сокращение  административных  процедур  и  барьеров  в   сфере международной торговли, включая отмену  избыточных  требований  при лицензировании  экспорта и осуществлении   валютного   контроля, организация (к 2021 году)  взаимодействия  субъектов  международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна";    

завершение создания  гибкой  линейки  финансовых  инструментов поддержки   экспорта (к 2021 году),    включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки;    

устранение логистических ограничений при экспорте  товаров  с использованием   железнодорожного,   автомобильного и морского транспорта, а также строительство (модернизация)  пунктов  пропуска через государственную границу Российской Федерации;    

создание  единой  системы  институтов  продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации за рубежом;    

завершение формирования в рамках  Евразийского  экономического союза общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену  изъятий  в экономическом   сотрудничестве,    при    одновременном    активном использовании механизмов совместной проектной деятельности.

15. Правительству Российской  Федерации  на  основе  стратегии пространственного развития  Российской  Федерации  разработать   с участием  органов  государственной  власти   субъектов   Российской Федерации  и  до  1 октября  2018 г.  утвердить  комплексный   план модернизации и    расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году:    

а) развития транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север -Юг" для перевозки грузов, в том числе за счет:    

строительства и модернизации российских участков автомобильных дорог,  относящихся   к   международному   транспортному   маршруту "Европа - Западный Китай";    

увеличения  мощностей  морских  портов  Российской  Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;    

развития Северного морского пути и увеличения  грузопотока  по нему до 80 млн. тонн;    

сокращения  времени  перевозки   контейнеров   железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего  Востока  до  западной  границы Российской Федерации до семи дней, и увеличения  объема  транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза;    

формирования      узловых       грузовых       мультимодальных транспортно-логистических центров;    

увеличения   пропускной   способности    Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза,  до  180млн. тонн;    

увеличения пропускной способности железнодорожных  подходов  к морским портам Азово-Черноморского бассейна;    

б) повышения  уровня  экономической   связанности   территории Российской  Федерации   посредством   расширения   и   модернизации железнодорожной,  авиационной,  автодорожной,  морской и речной инфраструктуры, в том числе за счет:    

поэтапного   развития    транспортных    коммуникаций    между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами - центрами  экономического  роста,   включая   ликвидацию инфраструктурных  ограничений  на  имеющих   перспективы   развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям;    

реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву,  до  50  процентов  от  общего  количества внутренних регулярных авиационных маршрутов;    

создания основы для развития скоростного  и  высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами;    

увеличения пропускной способности внутренних водных путей;    

в) гарантированного обеспечения доступной  электроэнергией,  в том числе за счет:    

электрификации  транспортных  коридоров  "Запад -  Восток" и "Север -   Юг",   включая   Байкало-Амурскую    и    Транссибирскую железнодорожные магистрали, во взаимосвязи с развитием транспортной инфраструктуры;    

развития централизованных энергосистем,  включая  модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных  и  гидроэлектростанций  в соответствии с потребностями социально-экономического развития;    

устойчивого  энергоснабжения   потребителей   на   территориях субъектов  Российской  Федерации,  прежде  всего  Республики  Крым, г. Севастополя,  Калининградской   области,   а   также   субъектов Российской   Федерации,   входящих   в   состав    Дальневосточного федерального округа;    

развития распределенной  генерации,  в  том  числе  на  основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в  удаленных  и изолированных энергорайонах;    

внедрения интеллектуальных  систем  управления  электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.

16. Правительству Российской Федерации:    

а) ежегодно при формировании проекта федерального  бюджета  на очередной финансовый год и на  плановый  период  предусматривать  в приоритетном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию национальных проектов (программ), названных в  подпункте "б" пункта 2 настоящего Указа;    

б) обеспечить    направление    в     приоритетном     порядке дополнительных доходов федерального бюджета,  образующихся  в  ходе его исполнения, на  реализацию  национальных  проектов  (программ), названных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Указа.    

17. Настоящий Указ вступает в силу  со  дня  его  официального опубликования.

Президент Российской Федерации                               В.Путин

Москва, Кремль    

7 мая 2018 года    

№ 204